Часть 1. ОБОРУДОВАНИЕ

Размеры указаны в футах и дюймах (в круглых скобках – размеры, округленные до миллиметра).





1.1. СТАНДАРТНЫЙ СТОЛ

(a) Размеры
Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 11’8?“ на 5’10“ (3569мм на 1778мм) с допуском по обоим измерениям ±?“ (±13мм).

(b) Высота
Высота стола от пола до верхней кромки поручня должна быть в пределах от 2’9?“ до 2’10?“ (от 851 до 876 мм).

© Лузы

(i) Лузы должны быть расположены в углах (2 у верхней точки – дальние лузы и 2 в районе балки – ближние лузы) и по одной в середине длинных бортов (средние лузы).
(ii) Растворы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Всемирной Ассоциацией профессионального бильярда и снукера (WPBSA).

Здесь под «бильярдом» понимается одна из разновидностей игры – ‘English’ billiards. Играют тремя шарами (по битку у каждого игрока и один общий красный) на том же столе, что и в снукер, очки начисляются за карамболи и кладку чужих шаров и своего.
(d) Балка и линия балки
Прямая линия, проведенная в 29“ (737 мм) от ближнего борта параллельно ему, называется линией балки и ограничивает пространство балки.

(e) Сектор «D»
Сектор «D» – это расположенный в балке полукруг с центром посередине линии балки и радиусом 11?“ (292 мм).

(f) Точки
Четыре точки отмечаются на центральной продольной линии стола.

(i) Особая точка (известная как точка черного) в 12?“ (324 мм) от дальнего борта.
(ii) Центральная точка (точка синего), расположенная посередине между ближним и дальним бортами.
(iii) Точка пирамиды (точка розового), расположенная посередине между центральной точкой и дальним бортом.
(iv) Середина линии балки (точка коричневого).
Две другие используемые точки расположены в углах сектора «D». Если смотреть со стороны ближнего борта, то точка справа будет точкой желтого, а точка слева – зеленого.



1.2. ШАРЫ

Шары должны быть изготовлены из материала, одобренного Ассоциацией, и иметь диаметр 52,5 мм (с допуском ±0,05 мм), и
(a) они должны быть одинаковой массы (с допуском в 3 г для всего набора шаров);
(b) шар или набор шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.
Шары имеют следующую стоимость:
Красный – 1 очко;
Желтый – 2 очка;
Зеленый – 3 очка;
Коричневый – 4 очка;
Синий – 5 очков;
Розовый – 6 очков и
Черный – 7 очков.



1.3. КИЙ

Кий не должен быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционной и общепринятой формы и вида.



1.4. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Различные машинки для кия, длинные кии, удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями, при выполнении удара.
Можно использовать оборудование, обычно находящее у стола, а также оборудование, предоставленное другим игроком или судьей (см. также правило 18 части 3). Все удлинители, адаптеры и другие устройства должны иметь дизайн, одобренный Ассоциацией (WPBSA).



Часть 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. ФРЕЙМ
Фрейм в снукере начинается после того, как сделан начальный удар (при установленных согласно правилу 2 части 3 шарах).

Таким образом, фрейм начинается только после нанесения удара по битку наклейкой (пр.6(а) ч.2). Любое действие игрока, не выходящее за рамки приличия, до этого момента не наказывается. Например, в волнении игрок сыграл… жёлтым. Судья предупреждает, что начинать фрейм надо ударом по битку. Фола нет, позиция восстанавливается и удар выполняется вновь тем же игроком. В игре же такой удар влечет штраф в 7 очков.
Если начальный удар выполнен при неверно установленных шарах, то наказания нет, а фрейм считается начавшимся и удар не переигрывается (пр. 3© и 7(a) ч.3).
Фрейм заканчивается:
(a) уступкой любым игроком в свою очередь;

Игроку следует дождаться своей очереди удара перед сдачей фрейма (пр.6(а) ч.4).
(b) по требованию бьющего, когда на столе остается только черный шар и разница в счете более семи очков в его пользу;

Так как на последнем, черном, шаре можно разыграть ровно семь очков и не более, то игрок имеет право не продолжать игру, ведя в счете более семи очков.
© окончательным сыгрыванием или фолом, когда остается только черный шар; или
(d) присуждением судьей согласно правилу 14© части 3 или правилу 2 части 4



2.2. ИГРА
Игра состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества фреймов



2.3. МАТЧ
Матч состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества игр.



2.4. ШАРЫ
(a) Белый шар является битком.
(b) 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.



2.5. БЬЮЩИЙ

Игрок, выполняющий удар или собирающийся его выполнить, является бьющим и остается таковым, пока судья не решит, что он отошел от стола в конце своей очереди игры.



2.6. УДАР
(a) Удар сделан, когда бьющий ударил биток наклейкой кия.

Если после начала фрейма бьющий касается наклейкой любого шара, то считается, что он использует этот шар в качестве битка и наказывается штрафом в 7 очков (пр.12(d)(iv) ч.3).

(b) Удар считается правильным, если не совершено никаких нарушений Правил.
© Удар не закончен, пока все шары не остановились.

Если шар вращается на месте, то считается, что он еще не остановился.
Удар считается завершенным, если все шары остановились и бьющий отошёл от стола, а в случае использования дополнительного оборудования оно убрано игроком со стола.

(d) Удар может быть сделан прямо или от борта, а именно:

(i) удар прямой, когда биток наносит удар по прицельному шару без первого попадания в борт;
(ii) удар от борта, когда биток попадает в один или более бортов перед нанесением удара по прицельному шару



2.7. СЫГРЫВАНИЕ
Прицельный шар считается сыгранным, если после контакта с другим шаром и без каких-либо нарушений этих Правил попадает в лузу. А этот процесс называется сыгрыванием.



2.8. СЕРИЯ
Серия – множество сыгрываний последовательными ударами (с кия), сделанными игроком в одну из очередей в течение фрейма.

Серия (Break) измеряется в очках, набранных за сыгрывания шаров. Обычно на турнирах самая большая серия отмечается призом. Серии в 100 и более очков носят название «Century break», что означает сотенная серия. Особо выделяется серия в 147 очков (Maximum break); для ее выполнения необходимо после каждого красного шара обязательно сыграть черный (15 раз по 8 очков равно 120) и затем 6 цветных (27 очков). Если серия начинается со свободного шара, то это может принести дополнительно 8 очков (свободный шар как красный плюс черный), что дает теоретически максимально возможную серию в 155 очков.



2.9. ИГРА С РУКИ
(a) Биток играется с руки

(i) перед началом каждого фрейма;
(ii) когда он попал в лузу; или
(iii) когда его выбили со стола.
(b) Биток остается в этом состоянии, пока:

(i) он не будет сыгран с руки правильно; или
(ii) не будет совершен фол, когда шар уже установлен на столе.

Если игрок при игре с руки, устанавливая биток в сектор, совершает ошибку (например, при установке битка сдвинул желтый), но при этом все еще удерживает его в руке (т.е., шар не установлен), то объявляется фол, а биток должен снова играться с руки.
Если же игрок установил биток, отпустив его из руки, а затем коснулся желтого шара, то объявляется фол и играют оттуда, где стоит биток.
© Считают, что бьющий играет с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.



2.10. ШАР В ИГРЕ

(a) Биток находится в игре, когда не играется с руки.
(b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут забиты в лузу или выбиты со стола.
© Цветные снова входят в игру, когда выставляются



2.11. ОЧЕРЕДНОЙ ШАР

Любой шар, по которому по правилам можно играть первым касанием битка или по которому нельзя играть таким образом, но который можно сыгрывать, считается очередным.



2.12. ЗАКАЗАННЫЙ ШАР
(a) Заказанный шар – это прицельный шар, который бьющий объявляет или обозначает удовлетворяющим судью способом и по которому он ручается сыграть первым касанием битка.

Шар можно «номинировать» (всем своим видом дать понять, какой шар бесспорно будет играться), либо «декларировать» (произнести вслух цвет шара). Если игрок прицелился и явно бьет отдельно стоящий шар, то в случае фола штраф будет по его цене. Если игрок декларировал – то же самое. Если совершён фол до того, как заказан шар, либо игрок ударил, не заказав шар, когда всё было вовсе неясно, то за фол штраф – и только 7! Например, сыграв красный, игрок двигается вдоль борта, выбирая шар, и при этом рукой касается любого шара – штраф 7 очков. То же, если после сыгранного красного роняет мелок и он касается любого шара, – штраф 7 очков.
(b) По требованию судьи бьющий должен объявить, по какому шару он собирается играть.

Есть случаи, когда обязательно надо объявлять шар. Обычно, если есть варианты (цветные на одной линии), то игрок сам скажет судье о цвете, не дожидаясь, пока его спросит об этом судья. При сомнениях судья может и должен потребовать у бьющего назвать цвет очередного шара. Обязательно надо называть цвет шара, когда играется свободный шар или при игре из снукера по дальним шарам (например, от красных через борт к шарам балки). Но после «Фола и промаха» можно менять заказ и объявлять другой цветной.



2.13. СВОБОДНЫЙ ШАР
Свободный шар – это шар, который бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола (см. правило 10 части 3).



2.14. ВЫБИТЫЙ СО СТОЛА ШАР
Шар выбит со стола, если он остановился не на игровой поверхности стола или не в лузе или если его поднял бьющий, пока шар находился в игре, за исключением случая, предусмотренного правилом 14(h) части 3.

В игре бьющий может ошибиться и взять какой-либо шар в руку. Это – фол: взятый в руку шар считается выбывшим из игры, а позиция при этом не восстанавливается. Если этот шар цветной, то он выставляется на точку, если биток – играют из дома, а красный кладётся в лузу. Если же это действие было преднамеренным, имеющим цель получить выгоду, то игрок наказывается за неспортивное поведение (пр.2 ч.4).
Если шар останавливается на борту, тогда согласно приведённому правилу он считается выбитым со стола, ибо он остановился не на поверхности стола.



2.15. ФОЛ
Фолом считается любое нарушение этих Правил.



2.16. СНУКЕР
Биток находится в снукере (замаскирован), если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами.
Если можно без помехи со стороны неочередных шаров попасть в оба края хотя бы одного очередного шара, то биток не находится в снукере.

Для этого правила биток не находится в снукере лишь тогда, когда на столе есть хотя бы один очередной шар, в оба края которого можно попасть ударом по прямой линии без помехи со стороны неочередных шаров, т.е., практически слева и справа от шара должен быть коридор ещё в диаметр шара.
Причем, если помехой будут другие очередные шары или борта, то они таковой не считаются (при определении снукера следует мысленно представить, что их нет).
(a) При игре с руки биток находится в снукере, если он замаскирован вышеописанным образом со всех возможных позиций внутри сектора «D» или на его линии.

(b) Если биток замаскирован более чем одним неочередным шаром, то

(i) ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром, а
(ii) в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.

Понятие «эффективно» маскирующий шар используется в правилах 10(b)(ii) и 12(a)(vii) части 3.
© Если очередным шаром является красный и на столе есть красные, замаскированные разными неочередными шарами, то нет эффективно маскирующего шара.

Если есть, по крайней мере, два красных шара, замаскированных разными неочередными шарами (т.е., у них нет общего маскирующего шара), то нет и эффективно маскирующего шара.
(d) Бьющий находится в снукере, когда биток – в снукере, как описано выше.

(e) Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку, причем сильнее любого из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.

Если из-за губы лузы вообще не виден ни один из маскирующих шаров, то считается, что снукера нет.



2.17. ЗАНЯТАЯ ТОЧКА
Точка считается занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания другого шара.



2.18. ПРОПИХ
Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:

(a) после того, как биток уже начал свое поступательное движение; или

Т.е., игрок непомерно долго сопровождает биток, просто начинает им «рулить».
(b) когда биток коснулся прицельного шара; но когда биток и прицельный шар почти касаются, пропих засчитан не будет, если биток попадет в самый край прицельного шара (т.е. на предельной резке).

Заметим, что правила не накладывают ограничений на траекторию движения битка после соударения с прицельным шаром. Например, разрешено выполнение наката с прокаткой битка вперед на любое расстояние в ситуации, когда зазор между битком и прицельным шаром менее полдиаметра шара; при ударе необходимо лишь обеспечить своевременную остановку кия на этом коротком расстоянии, что технически весьма непросто.


2.19. ПЕРЕСКОК
Перескок сделан, если биток перелетает над любой частью прицельного шара, независимо от того, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:

(a) когда биток сначала попадает в прицельный шар и затем перескакивает другой шар;

(b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется за дальней стороной этого шара;

© когда, после правильного нанесения удара по прицельному шару, биток перепрыгивает этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.



2.20. ПРОМАХ ПО ШАРУ
Промах по шару фиксируется, если биток не попадает первым касанием в очередной шар и судья полагает, что бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.



Часть 3. ИГРА

3.1. ОПИСАНИЕ
В снукер могут играть два человека или более, команда на команду или каждый за себя. Игра протекает следующим образом:

(a) Все игроки используют один и тот же белый шар – биток и 21 прицельный шар: 15 Красных стоимостью по 1 очку и 6 цветных (Желтый стоимостью в 2 очка, Зеленый – 3, Коричневый – 4, Синий – 5, Розовый – 6 и Черный – 7).

(b) Результативные удары в свою очередь игроки делают поочередным сыгрыванием красных и цветных, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных по возрастанию их стоимости.

© Очки, присужденные за результативные удары, прибавляются к счету бьющего.

(d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету противника.

(e) Используемая в течение фрейма тактика заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы получился снукер для следующего игрока. Если игрок (или сторона) проигрывает больше очков, чем осталось на столе, постановка снукеров в надежде получить очки от фолов становится наиболее важной.

(f) Победителем фрейма признается игрок (сторона):

(i) набравший больше очков;
(ii) которому фрейм уступили;
(iii) которому победу присудили по правилу 14© части 3 или правилу 2 части 4.
(g) Победителем игры признается игрок (сторона):

(i) выигравший большее или требуемое число фреймов;
(ii) набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков;
(iii) которому победа присуждена по правилу 2 части 4.
(h) Победителем матча признается игрок (или сторона), выигравший большинство игр или набравший самое большое количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.




3.2. РАССТАНОВКА ШАРОВ
(a) В начале каждого фрейма биток играется с руки, а прицельные шары устанавливаются следующим образом:

(i) Красные – в форме плотного равностороннего треугольника, головной шар как можно ближе к розовому, не касаясь его, основание параллельно дальнему борту и ближе к нему;
(ii) Желтый – на правый угол сектора «D»;
(iii) Зеленый – на левый угол сектора «D»;
(iv) Коричневый – на середину линии балки;
(v) Синий – на центральную точку;
(vi) Розовый – на точку пирамиды;
(vii) Черный – на особую точку.

Шары расставляются в следующем порядке: по очереди все шары достаются из луз (При установке шаров не следует вываливать их из коробки или бросать на сукно, чтобы не испортить.), ставятся шары балки, затем синий, красные в форме пирамиды, чёрный и наконец розовый в вершине пирамиды. Проверяется расстояние между розовым и головным красным. Оно должно быть как можно меньше, но без касания шаров. На практике пирамида из красных устанавливается так, чтобы расстояние между розовым и головным красным было 1–5 мм; и, по крайней мере, розовый не должен сыгрываться в дальние угловые лузы. Следует проверить, расположены ли чёрный, розовый, синий и коричневый на одной линии. Перед началом игры судье следует также убедиться в наличии точек на столе и в возможности установки каждого цветного на его точку. Если из-за дефекта стола это невозможно, судья должен решить, на какое место он будет устанавливать шар и сообщить об этом всем игрокам. Биток во время установки – под контролем судьи, рядом с пирамидой. Когда судья удовлетворен расстановкой, он идет к ближнему борту, объявляет счет и начинающего фрейм и ставит биток к борту.
(b) После того как фрейм начался, находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе бьющего, и

(i) позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством до поднятия шара для чистки;
(ii) устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока его не очистят и не вернут обратно. Если любой небьющий коснется устройства или сдвинет его, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если оно поднималось.



3.3. ХОД ИГРЫ
Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению.

При жеребьевке не бросайте монету на сукно! Быстро вращающаяся монета при падении может его прорезать. После розыгрыша начального удара, судья в протоколе отмечает галочкой бьющего, а потом контролирует разбой.
(a) Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма, если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола.

(b) Игроки (стороны), выполняющие начальный удар, должны чередоваться в каждом фрейме в течение игры.

Если игрок выполняет начальный удар не в свою очередь, то наказывается за игру вне очереди.
© Первый игрок играет с руки, фрейм начинается после того, как биток помещен на стол и вступил в контакт с наклейкой кия или

(i) поскольку удар сделан, или
(ii) при адресации битка.
(d) Чтобы удар считался правильным, не должно произойти ни одного из нарушений, описанных ниже в правиле 12 «Штрафы».

(e) Для первого удара каждой очереди, пока все красные не покинули стол, красный или заказанный красным свободный шар является очередным шаром, и засчитывается стоимость каждого сыгранного красного или свободного шара.

(f)

(i) Если красный или заказанный красным свободный шар сыгран, то тот же игрок выполняет следующий удар и очередным шаром является любой цветной на выбор бьющего; в случае сыгрывания цветной засчитывается и выставляется.
(ii) Серия продолжается поочередным сыгрыванием красных и цветных шаров, пока все красные не покинут стол; и как только это произошло, вслед за последним сыгранным красным должен играться цветной.
(iii) Затем очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания их стоимости согласно правилу 1(a) части 3; и когда очередной цветной сыгрывается, тогда он уже не выставляется (кроме случая, предусмотренного ниже в правиле 4) и бьющий играет следующий цветной.

Не следует путать ситуацию, когда шар сыгран и когда он забит в лузу. Если очередной цветной попал в лузу, но при ударе произошла ошибка, то его следует выставить, так как он не был сыгран.
(g) Красные не выставляются заново на стол, будучи однажды забитыми в лузу или выбитыми со стола, даже несмотря на то, что игрок может таким образом получить выгоду от фола. Исключения из этого правила предусмотрены в правилах 2(b)(ii), 9, 14(f), 14(h) и 15 части 3.

Хотя красные шары не выставляются, но если игрок, нарушая правила в надежде получить выгоду, умышленно выбьет «лишние» для него шары со стола не посредством удара (а, например, просто столкнув их в лузу кием или рукой), то он наказывается не просто фолом, а к нему применяются более строгие санкции за неспортивное поведение, вплоть до дисквалификации. Снукер – игра джентльменов!
(h) Если бьющий не наберет очков или совершит фол, то очередь игры переходит к следующему игроку, который должен выполнять удар оттуда, где остановился биток, или с руки, если биток не на столе.



3.4. КОНЕЦ ФРЕЙМА, ИГРЫ И МАТЧА
(a) Когда на столе остался только черный, первый результативный удар или фол заканчивают фрейм, если только не выполняются оба следующие условия:

(i) счет стал равным и
(ii) итоговая сумма очков не учитывается.
(b) Когда имеют место оба условия, описанные выше в (a):

(i) черный выставляется снова;
(ii) игроки тянут жребий для выбора очередности игры;
(iii) следующий игрок выполняет удар с руки;
(iv) следующий результативный удар или фол завершают фрейм.
© Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, а результат сторон равен в конце последнего фрейма, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления черного, изложенной выше в (b).

Следующее правило применялось в любительском снукере в 2004 году.
(d)* (i) Если при завершении любой серии после отхода игрока от стола в игре остались только цветные шары и биток (он не играется с руки), а счет стал таким, что требуется 4 (Четыре) снукера или более, то судья должен присудить поражение в этом фрейме игроку, которому нужны эти снукеры.
(ii) Это правило не применяется в последнем фрейме, если счет по фреймам равный.



3.5. ИГРА С РУКИ
Для игры с руки биток должен быть установлен внутри сектора «D» или на его линии; играть можно по любому очередному шару в любом направлении.

Можно играть по очередным шарам, расположенным в секторе «D», а также сыгрывать их в любые лузы.
(a) Судья должен ответить, если его спросит бьющий, должным ли образом помещен биток в сектор «D».

(b) Если наклейка кия коснулась битка при его установке и судья считает, что бьющий не пытался выполнить удар, то биток еще не в игре.

При игре с руки биток можно устанавливать кием и при этом даже касаться его наклейкой, но если только не было попытки нанести удар или прицелиться.



3.6. УДАР ПО ДВУМ ШАРАМ ОДНОВРЕМЕННО
Нельзя играть битком первым касанием одновременно по двум шарам, отличным от двух красных или от свободного и очередного шаров.



3.7. ВЫСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТНЫХ
Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола, должен быть выставлен до выполнения следующего удара, пока не начнутся финальные сыгрывания по правилу 3(f) части 3.

(a) Игрок не несет ответственности за любые ошибки судьи при выставлении какого-либо шара.

(b) Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно правилу 3(f)(iii) части 3, то после обнаружения ошибки он должен быть убран со стола без штрафа, а игра – продолжена.

© Если удар сделан при неправильно выставленном шаре или шарах, то они будут считаться выставленными правильно для последующих ударов. Любой цветной, неправомерно отсутствующий на столе, должен быть выставлен:

(i) без штрафа, когда обнаружено его отсутствие из-за предыдущего недосмотра;
(ii) со штрафом, если бьющий сыграл до того, как судья физически мог бы выставить шар.

Игрок не наказывается за игру при неверно выставленных цветных, если только он не сыграл так быстро (умышленно или импульсивно), что судья просто не успел выставить шар и при этом еще не объявил величину серии после сыгрывания цветного.
(d) Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята, то его следует поместить на свободную точку шара наибольшей стоимости.

(e) Если есть больше одного цветного, которые надо выставить, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости должен иметь приоритет в порядке выставления.

(f) Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.

Если все точки заняты, то шар выставляется строго вверх от своей точки или, при отсутствии там места, вниз. Например, биток после сыгрывания коричневого остановился около его точки, при выставлении шара получится снукер, если, конечно, в балке нет красных.
(g) В случае выставления розового или черного, если все точки заняты и нет доступного места между соответствующей точкой и самой близкой частью дальнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.

(h) В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.

(i) Выставляемый цветной шар должен быть помещен на обозначенное в этих Правилах место вручную.



3.8. СОПРИКАСАЮЩИЙСЯ ШАР
(a) Если биток остановился, касаясь другого шара (или шаров), который является или может быть очередным, судья должен объявить «Соприкасающийся шар» и указать, какого очередного шара (или шаров) касается биток.

Если биток касается нескольких красных шаров, которые являются в этот момент очередными, то судья обязан объявить их все и указать на каждый из них вертикально направленным пальцем. В этом случае он объявляет «Соприкасающиеся шары», а не шар.
(b) Когда соприкасающийся шар назван, бьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение; иначе будет зафиксирован пропих.

Если биток касается шара, то необходимо играть в сторону от него. Удар даже на предельной резке в этой ситуации будет считаться пропихом. Если этот шар является очередным, то считается, что удар по шару произошел сразу же после отрыва битка. Поэтому, если при ударе в сторону от него биток, например, перепрыгнет другой шар, то перескока не будет.
© Если бьющий не заставляет соприкасающийся шар двигаться, то штрафа не будет в случае, если:

(i) этот шар очередной;
(ii) этот шар может быть очередным и бьющий объявляет его таковым; или
(iii) этот шар мог бы быть очередным, но бьющий заказывает очередным другой шар и сначала попадает по нему.

Если при верном ударе соприкасающийся шар придет в движение, например, скатившись в ямку на поверхности стола, то ошибки нет (правило (f) ниже).
(d) Если биток остановился, касаясь или почти касаясь шара, который не является очередным, то судья, если его спросят о касании, должен ответить: «Да» или «Нет».
Бьющий должен играть от него, не касаясь, но сначала необходимо попасть в очередной шар.

(e) Если биток касается очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только очередной шар как соприкасающийся. Если бьющий спросит судью, касается ли биток также неочередного шара, то он должен ответить.

(f) Если судья считает, что любое движение соприкасающегося шара в момент удара не было вызвано действием бьющего, то он не должен объявлять фол.

(g) Если позже заметили, что неподвижный прицельный шар, не касающийся битка во время проверки судьей, вошел в контакт с битком прежде, чем удар был сделан, то шары должны быть повторно установлены судьей по своему усмотрению.



3.9. ШАР НА КРАЮ ЛУЗЫ
(a) Если шар падает в лузу без попадания по нему другим шаром и он никаким образом не принял бы участие в этом ударе, то его должны поставить обратно и засчитать все набранные очки.

(b) Если в результате удара в него мог бы попасть какой-либо вовлеченный в этот удар шар, и это произошло:

(i) без нарушения этих Правил, тогда все шары устанавливаются обратно и тот же бьющий может повторить удар снова или выполнить другой удар по своему усмотрению;
(ii) с совершением фола, тогда нарушитель несет предписанный штраф, все шары выставляются обратно и следующий игрок имеет обычный выбор после фола.

Если причиной фола явилось непосредственно падение стоящего на краю шара в лузу, то наказания нет и применяется правило 9 (b)(i). Например, очередной красный стоит на краю, по нему играют с оттяжкой, но он падает в лузу во время удара, и вследствие этого туда же влетает биток. Здесь фола нет, а позиция восстанавливается.
Та же ситуация, но игрок бьет чуть неточно, а биток все равно не попал бы в шар; тогда объявляется фол, шар возвращается на край, а игра продолжается.
© Если шар балансирует недолго на краю лузы и затем падает в нее, то следует считать, что он попал в лузу и не выставляется обратно.

Когда шар «завис» над лузой, то ожидают его падения около 4-5 секунд: если шар падает, то засчитывается, если нет – переход к следующему удару.



3.10. СНУКЕР ПОСЛЕ ФОЛА
Если после фола биток попал в снукер, судья должен объявить «Свободный шар» (см. правило 16 части 2).
(a) Если следующий игрок в свою очередь решает выполнять удар сам, то

(i) он может заказать любой шар как очередной и
(ii) заказанный шар должен рассматриваться как очередной шар, приобретая его стоимость и статус, за исключением того, что в случае его сыгрывания должен быть выставлен.
(b) Будет объявлен фол, если биток

(i) не попадет сначала по заказанному шару или по нему одновременно с очередным шаром или
(ii) будет эффективно замаскирован заказанным свободным шаром кроме случая, когда на столе остались только розовый и черный шары.
© Если свободный шар сыгран, то его выставляют и засчитывают стоимость очередного шара.

(d) Если очередной шар сыгран после того, как биток ударил сначала заказанный шар или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.

(e) Если сыграны и заказанный, и очередной шары, то засчитывается только очередной шар; но если очередным шаром был красный, то засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.

(f) Если требуют у нарушителя играть дальше, то объявление свободного шара аннулируется.

Для нарушителя свободного шара не существует, а вот для его соперника свободный шар – это дополнительная возможность извлечь пользу из нарушения.



3.11. ФОЛЫ
Если фол совершен, судья должен немедленно объявить Фол.

Этичный игрок должен признаться в совершенной ошибке, конечно, если сам в ней уверен наверняка, так как иногда может просто показаться, что ошибся; в этом случае пусть решает судья.
(a) Если бьющий не сделал удар, то его очередь заканчивается немедленно и судья должен объявить штраф.

Если после объявления фола и штрафа (что немедленно может повлечь переход очереди удара), совершивший ошибку игрок все же выполняет удар, то он может быть оштрафован еще раз за игру вне очереди по правилу 12(a)(iii) части 3.
(b) Если удар был сделан, то судья будет ждать до завершения удара перед объявлением штрафа.

© Если фол не назначен судьей и не потребован небьющим до выполнения следующего удара, то ошибка прощается.

(d) Любой неправильно выставленный цветной должен оставаться там, куда помещен; но если он отсутствует на столе, то должен быть правильно выставлен.

(e) Все набранные в серии перед фолом очки засчитываются, но бьющий не получает никаких очков за любые забитые в лузу шары при ударе с фолом.

(f) Следующий удар выполняется оттуда, где остановился биток, а если он находится вне стола, то играется с руки.

(g) Если при выполнении удара совершено больше одного фола, то назначается самый высокий штраф.

(h) Игрок, совершивший фол,

(i) получает штраф, предписанный в правиле 12 ниже, и
(ii) должен выполнять следующий удар, если это потребует следующий игрок



3.12. ШТРАФЫ
За все фолы налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (a) по (d), не указан больший размер штрафа.

Штраф налагается в следующем размере.

(a) В размере стоимости очередного шара за:

(i) нанесение удара по битку больше одного раза;

Нанесение удара по битку больше одного раза происходит обычно при киксе или пропихе.

(ii) нанесение удара по битку, когда обе ноги оторваны от пола;

Пока биток не оторвался от наклейки при нанесении по нему удара, хотя бы одна нога должна касаться пола (можно только носком ботинка), если только игрок не играет в инвалидном кресле. Но после отрыва битка от наклейки можно подпрыгнуть на полу или, поскользнувшись, даже повиснуть на столе.

(iii) игру вне очереди;

Ситуация может возникнуть при игре пара на пару, когда удар выполняет не тот партнер; при начальном ударе или, когда после фола соперник принимает позицию, а нарушитель не понимает этого и играет сам.

(iv) игру ненадлежащим образом с руки, включая начальный удар;

Например, при ударе биток был установлен вне сектора «D».

(v) промах битком по всем прицельным шарам;
(vi) кладку битка в лузу;
(vii) снукер свободным шаром;
(viii) перескок;
(ix) игру ненормативным кием;
(x) совещание с партнером в

Сделать бесплатный сайт с uCoz